Детские неудачи. Как помочь ребенку?

Есть очень простой вопрос, который родители и педагоги крайне редко задают себе. Он касается педагогической деятельности: «Что в моей работе помогает обучению ребенка, а что препятствует?» Причины того, что мы редко задаем себе этот вопрос две. Первая - в нашей уверенности в собственной правоте. Вторая - в том, что содержание учебного процесса кажется нам важнее самого процесса обучения.

Как только я начинаю задумываться над тем, что я делаю для того, чтобы мой сын (ему 6 лет) лучше писал прописи или более складно читал, я сталкиваюсь с тем, что, помимо пользы, мое поведение несет еще и вред.

Так как успехи сына в чтении и письме я оцениваю как свои собственные успехи, то его неудачи беспокоят, волнуют и раздражают меня. А ребенок начинает себя воспринимать как причину моих волнений и беспокойств.

На самом деле, причиной неуспеха ребенка является вовсе не недостаток усердия и внимательности, а его стратегия решения проблем. Понятно, что говорить о стратегии решения проблем для 6 летнего малыша или пятиклассника или старшеклассника может показаться нелепым, но, тем ни менее, ели Ваш ребенок уже чему-то учится (хотя бы, садиться на горшок или надевать ботинки), то у него уже есть стратегия обучения и стратегия решения проблем, которые при этом возникают. Источником такой ошибочной стратегии является роль, которую берут на себя окружающие дети, родители, учителя, другие наблюдатели. Роль «командиров», «судей», «всезнаек» и «всеумеек». Мы сами, а не математика, правописание, чтение и маленькие дырки для шнурков являемся проблемой, в борьбе с которой, дети изобретают стратегии.

Вместо того чтобы решать внутреннюю задачу: «как же запихнуть шнурок в дырку», или «как же закорючить эту закорючку», или «что же взять за Х в этой хадаче», ребенок решает задачу – «как избежать боли, унижения, оскорбления, оценки, как сохранить хрупкую самооценку».

Как же нужно выстраивать процесс обучения, чтобы ни я сам, ни одноклассники, ни друзья, ни другие родственники не воспринимались ребенком, как опасность, как препятствие? Как же выстроить взаимоотношения так, чтобы ребенок, так же жадно как в раннем детстве, потянулся к познанию окружающей действительности?

Каждый раз, когда ребенок что-то делает, вернее, каждый раз, когда Вы сталкиваетесь с результатами деятельности ребенка (эмоциональной или предметной), Вы, как воспитатель, можете отреагировать двумя способами:

1. Выразить свое отношение, свою оценку (мне понравилось, это ужасно, ты молодец, ты меня расстроил).

2. описать увиденный результат (у тебя тут очень ровные закорючки, а вот эти загогулины кривоваты, ты очень вежливо поздоровался и забыл попрощаться).

Первый способ - реактивный, второй - описательный.

Вслед за Шалвой Амонашвили я выбрал для себя описательную реакцию на деятельность сына, да и других детей, взамен оценочной. И произошло маленькое чудо! :) Сын начал сам писать прописи и сам читать, да и в других аспектах пробовать себя как изучающего. Не как ученика, а как изучающего, познающего. Причем он по прежнему избегает это делать с некоторыми другими взрослыми, часто боится этого в детском саду (часто, но не всегда), а вот в среде, где нет оценок (дома они просто запрещены), он чувствует себя достаточно комфортно и безопасно.

Нет. Он не стал писать идеально, читает, по-прежнему, неважнецки… То есть, не в соответствии с моими ожиданиями… но кто сказал, что он пришел в этот мир для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям? Может он пришел в этот мир для того, чтобы быть счастливым?


С уважением и любовью к детям, Денис Лунев http://dlunev.ru/blogs/286342863

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 17:36 12.12.2016 Flywill.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Познавательное

Руководство для ремонта автомобиля: устраняем проб

Каждый знает, что при эксплуатации автомобиля необходимо периодически организовывать проверку его систем и ремонт. Именно диагностика автомобиля не допускает серьезных поломок и помогает выявить их на...

Лотки пластиковые водоотводные

Полимерные материалы, с момента их создания, находят широкое применение во всех сферах жизнедеятельности человека. Используются они и при создании систем водоотведения.Пластиковые водоотводные лотки&n...

Вкусные рецепты: Пряниковый пирог с яблоками, Конф

Пряниковый пирог с яблокамиВзобьем яйца с сахаром, добавим растительное масло и муку с рыхлителем. В полученную массу вмешаем корицу,изюм,орехи и яблоки. Готовое тесто выльем на противень. Печем при у...

Вкусные рецепты: Пирог из хрущевского теста (вариа

Пирог из хрущевского теста (вариант)Теста взяла половинную норму.Разделила на две части бОльшуюи меньшую.Большую раскатала и выложила на протвень с бортиками.На тесто начинку: луковичку спассеровала н...

Новости развития информационнного портала:

Наш сайт разработан для людей, стремящихся день за днем совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных постов делает наш веб-сайт удобным для просмотра.

Полезная и познавательная информация, которая сконцентрирована на нашем веб-портале дает возможность ответить на многие интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет нужды тратить большое количество времени для поиска ответа на необходимый для вас вопрос.

© 2021 Информационный портал - flywill.ru

Культура Семья дом дети Психология Животные и растения Медицина и здоровье Бизнес и Финансы IT медиа Питание рецепты Ремонт и Строительство Автомобили Интим инфо


Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+