Влияние цвета на человека

Восприятие цвета, влияние цветов на человека формируется психическими особенностями последнего, специфическими законами высшей нервной деятельности. Эти законы обусловливают явления контраста, гармонии цветов, воздействия цвета на эмоции человека, постоянства цветов.

Константностью восприятия цвета называется способность человека сохранять постоянным восприятие цвета известных вещей при изменении источника освещения. В условиях природного освещения при изменении освещенности не происходит трансформации восприятия цвета.

Контраст - изменение чувства при наложении одного возбуждения сетчатки глаза на другое при перемене наблюдения из-за пассивности зрительного процесса (последовательный контраст) или индукция возбуждения от соседнего участка сетчатки (одновременный контраст). Оба вида контраста могут возникнуть от влияния разных цветностей равновеликих светлот (контраст по тону) или равновеликой цветности всяческих светлот (светлотный контраст).

Последовательный контраст появляется при переводе взгляда на ахроматический с хроматического цвета или с одного хроматического цвета на иной. При переключении взгляда с хроматического цвета на ахроматический белый возникает цвет последовательного образа, родственный добавочному цвету, но нетождественный ему.

Одновременный контраст появляется в пограничной зоне соприкасающихся цветов и представляет собой модификацию цветов в этой зоне. И быть может показан (как и последовательный контраст) как по тону, так и по светлоте. Как правило, оба типа контраста выявляюься вместе и предопределяют степень цветового контраста.

Одновременный контраст по тону возникает на границе равносветлых хроматического и ахроматического тонов или если на хроматическом фоне разместить белый рисунок. В первом случае на рубеже цветов чувствуется кайма, а во втором - сам рисунок воспринимается в цвете, контрастном цвету фона, близком к дополнительному цвету фона.

Одновременный контраст по светлоте появляется на черте разносветлых:

  • ахроматических цветов (серый и белый, черный и серый);
  • двух хроматических цветов.
  • ахроматического и хроматического;

Если на хроматическом фоне разместить рисунок с контрастным фону цветом, то цвет рисунка как бы суммируется с контрастным фону цветом и воспринимается как новый цвет:

  • тусклый красный ощущается точно как более насыщенный рядом с зеленым;
  • желтый воспринимается как более насыщенный вблизи с синим;
  • фиолетовый кажется более насыщенным вблизи с желтым и т. д.

Если цвет очень насыщен, его можно смягчить подбором цветовой гаммы:

  • синий вблизи с красным станет голубоватым;
  • ненасыщенный фиолетовый тон убавит ощущение большой насыщенности другого фиолетового цвета.

Эти данные можно дополнить следующими эмпирическими рекомендациями:

  • цветовой контраст ощущается тем мощнее, чем больше тона разнятся по светлоте и насыщенности.
  • при сочетании неконтрастных цветов уменьшается чувство их насыщенности тем больше, чем ближе друг к другу эти цвета расположены в цветовом круге;
  • цвет на фоне контрастного цвета воспринимается точно как более насыщенный;
  • сочетание контрастных цветов позволяет повысить ощущение сочности рисунка;

На восприятие цвета влияет уровень натуральной освещенности, но постоянство восприятия при этом сохраняется. Так, при ярком солнце способность различать цвета, особенно теплые тона (красные, оранжевые), притупляется.

Днем максимально воспринимаются красные тона, в сумерках же чувствительность сводится в зону сине-голубых лучей (X = 507-510 л,ц). В сумерки сперва «сереет» и «затухает» красный цвет, потом желтый, чуть позже зеленый. Синий цвет не сереет и не темнеет, а, наоборот, высветляется, воспринимается как близкий к белому.

На темном фоне синие тона отступают, то есть смотрятся более удаленными от зрителя, находящегося на стороне источника света (синие лучи в спектре, спроецированном на горизонтальную плоскость, уходят в даль). Но на белом фоне синий тон ощущается как ближе расположенный к зрителю.

Желтый цвет имеет свойство как бы приподнимать поверхность, делать ее более пространной. Желтый, как и белый, излучается на расположенные рядом цвета, уменьшая их. Фиолетовые и темно-синие тона - зрительно уменьшающие и стремящиеся к низу цвета.

Восприятие цвета зависит от того, как далеко композиция удалена от зрителя. С дистанции 500-1000 м воспринимается только лишь цветовой тон, с расстояния 50-300 м - цветовая структура, с дистанции 10-50 м - фактура цветовой поверхности.

В этом контексте под цветовым тоном имеется в вид цвет, образующийся от слияния отдельных цветов на значительном удалении от объекта; цветовая структура - когда зрительно четко дифференцируются только отдельные цвета; а фактура - когда четко виден не только цвет, но и характер поверхности, ее строение.


Абсолютно все светлые тона - легкие, все темные - тяжелые; голубой, ровно как и желтый - цвет «парящий». Цветовая схема создаётся с учётом таких свойств цвета, как «тяжесть» и «легкость». Когда у основания композиции находятся темные тона, возникает ощущение стабильности, а когда светлые - неустойчивости.



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: