Какова история пяти знаменитых любовных женских баллад 1950-х?
Если зажигательные танцы молодёжь 1950-х танцевала под рок-н-ролл, то медленные проходили под звуки лирических баллад. При этом баллады любили все поколения – от мала до велика. В этой статье я хочу рассказать о нескольких ярких балладах того времени. Уверен, что у нас эти песни слышали, но многие ли знают их историю и имена исполнителей?
Если зажигательные танцы молодёжь 1950-х танцевала под рок-н-ролл, то медленные проходили под звуки лирических баллад. При этом баллады любили все поколения — от мала до велика.
В этой статье я хочу рассказать о нескольких ярких балладах того времени. Уверен, что у нас эти песни слышали, но многие ли знают их историю и имена исполнителей? Joan Weber «Let Me Go, Lover» (1954)
Забавно, но баллада, открывающаяся горькой мольбой «Отпусти меня, любимый!», первоначально имела совсем иного адресата и называлась… «Let Me Go, Devil» («Отпусти меня, дьявол!»). Под дьяволом подразумевался «зелёный змий» алкоголь. Песню написал Дженни Лу Карсон под впечатлением от смерти кантри-певца Хэнка Уильямса, которого в 1953 году этот самый алкоголь сгубил в 29-летнем возрасте. Понятно, что этот вариант исполняли исключительно мужчины (первым был Уэйд Рэй).
Однако в 1954 году глава Columbia Records — Митч Миллер — решил, что песне этот смурной сюжет только вредит, заменил «дьявола» на «любимого» и отдал потенциальный хит начинающей певице Джоан Уэббер. В таком исполнении «Let Me Go, Lover» впервые прозвучала 15 ноября 1954 года в одном из эпизодов сериала «Первая студия». Услышав песню по ТВ, люди тут же рванули в магазины, где их уже ждал сингл. Уже в первую неделю было распродано 100 тыс. копий пластинки, а 4 декабря песня взлетела на вершину американского топа.
Казалось бы, вот он шанс для юной 19-летней Джоан! Но всё сложилось иначе. Уже во время исполнения песни певица была беременна, поэтому рождение дочери прервало её карьеру. Когда в 1969 году Columbia Records вспомнила про Уэббер и отослала ей т.н. авторские «роялти», чек вернулся с пометкой «адресат неизвестен». Позже оказалось, что у певицы случился психологический срыв, и последние годы жизни Джоан провела в психиатрической лечебнице, так и оставшись в истории исполнительницей всего одного хита.
Julie London «Cry Me A River» (1955)
Название этой баллады — фразеологизм, и правильнее переводить его просто «Поплачь обо мне», а не как «Плачь обо мне рекой». Суть песни проста: мол, я пролил из-за тебя столько слёз, а теперь пришло время поплакать тебе. Да-да, именно «пролил», ибо написал балладу мужчина по имени Артур Гамильтон и первым же её исполнил в 1953 году.
Затем предполагалось, что песню споёт именитая Элла Фитцджеральд для фильма 1955 года «Блюз Пита Келли». Однако по каким-то причинам баллада в фильм не вошла и Элла опубликовала свою версию только в 1961 году.
К этому времени «Cry Me A River» уже стала большим хитом в исполнении Джули Лондон — актрисы и просто красавицы. В 1955 году именно с этой песни, ставшей № 9 в США, началась её успешная карьера певицы (в течении 1955−57 гг. «Billboard» присуждал ей звание «Певицы года»). Негромкая версия «Cry Me A River», исполненная глубоким и слегка хрипловатым голосом Лондон, по праву считается канонической (в 1956 году она прозвучит также в к/ф «Эта девушка не может иначе»).
Хотя кто только эту песню потом не исполнял! Барбра Стрейзенд, Имельда Мэй на пару с Джеффом Беком, Сьюзанн Бойл (домохозяйка, поразившая всех на телешоу своим прекрасным голосом). Подростковый «идол» Джастин Тимберлейк — не в счёт, его «Cry Me A River» — это совсем другая песня, хотя и с тем же названием. Наиболее же радикальная версия знаменитой баллады была исполнена в 1970 году знаменитым «хрипуном» Джо Кокером. Я даже долго не мог узнать в этом «безобразии» ту самую песню, которую так интимно и тонко исполняла Джули Лондон.
Debbie Reynolds «Tammy» (1957)
В 1957 году на американские экраны вышла романтическая комедия под названием «Тэмми и холостяк». Тэмми в ней звали наивную забавную девчонку, живущую с отцом-алкоголиком в плавучем домике посреди луизианских топей. Однажды в этой глуши терпит крушение самолёт и Тэмми находит одного выжившего. Разумеется, это мужчина, и разумеется, девушка в него влюбляется.
Позже про Тэмми снимут ещё три фильма. Но нас интересует только первый, в котором и прозвучала трогательная любовная баллада «Tammy», которую спела сама исполнительница главной роли — актриса Дебби Рейнольдс. Эту песню, написанную Джеем Ливингстоном на слова Рэя Эванса, даже номинировали на «Оскар». «Оскар» она, правда, не получила, зато в 1957 году гордо восседала на 1-м месте американского хит-парада целых пять недель.
Gale Storm «Dark Moon» (1957)
Темная луна, странствующая по небу, О, скажи мне, почему ты потеряла свой блеск? …Не потому ли это, что я потеряла свою любовь?
Очередная чудесная баллада, написанная Нэдом Миллером, впервые была исполнена в 1957 году Бонни Гитарой (нетрудно догадаться, что это псевдоним) и сразу принесла этой кантри-певице 6-е место в американских чартах.
Однако вскоре после этого за «Dark Moon» взялась женщина с ещё одним эффектным псевдонимом — Гейл Шторм (Сторм). Эта актриса и певица прославилась тем, что каверы в её исполнении имели гораздо больший успех, нежели оригиналы. «Тёмная Луна» не стала исключением, версия Гейл стала в США № 4 и классикой.
THE TEDDY BEARS «To Know Him Is to Love Him» (1958)
Гений звукорежиссуры и создатель знаменитой «стены звука» — Фил Спектор — был потомком русских евреев, эмигрировавших из Одессы в США. Несмотря на расхожие стереотипы, жилось его семье несладко. Настолько, что отец — металлург по профессии — покончил жизнь самоубийством, когда мальчику исполнилось всего 9 лет. Именно надпись на могиле отца — «Знать его — значило любить его» — вдохновила юношу на создание баллады «To Know Him Is to Love Him».
В 19-летнем возрасте амбициозный Фил сколотил со своими однокашниками группу THE TEDDY BEARS, в составе которой песню и записал. Основной вокал в ней тогда отводился девушке по имени Аннет Клейнберд. Первый «блин» оказался более чем удачным. В 1958 году любительский сингл «To Know Him Is to Love Him» неожиданно взлетел на 1-е место, а сама песня стала неувядающим стандартом.
Рефрен, правда, в зависимости от потребностей меняли. Так, BEATLES заменяли «Him» («его») на «Her» («её»), а дуэт Марка Болана и Глории Джонс — на «You» («тебя»). В 1987 году песня заняла 1-е место в американском кантри-топе в исполнении трёх «матрон» этого стиля — Долли Партон, Линды Рондстард и Эммилы Харрис. А в 2007 году большую популярность обрела и безыскусная акустическая версия «To Know You Is to Love You» Эми Уанхаус.
Что касается THE TEDDY BEARS, то коллектив распался уже в 1959 году, а Спектор заделался знаменитым продюсером, который стоял за спиной уже других исполнителей (в числе которых были THE RONETTES, Шер, THE RIGHTEOUS BROTHERS и Тина Тёрнер).
P.S: Сами песни можно послушать в 1-м комментарии к этой статье.